Пластиковые карты
«Банковские карты с магнитной полосой
можно поделить на два вида обычная и электронная. Электронные карты (Maestro,
Visa Electron), как правило, не имеют выдавленного на пластике номера и
позволяют совершать операции лишь с использованием электронных терминалов. А
обычная карта располагает на себе полную информацию, которая выдавлена на
пластике. Эта разница между двумя типами карт была актуальна несколько лет
назад, в то время, когда торгово-сервисные предприятия поголовно устанавливали
импринтеры. Сегодня, практически все предприятия могут принимать карты с
помощью электронных терминалов, за счет чего разница между обычной и
электронной картой практически исчезла. Неотъемлемой особенностью для
электронных карт является то, что для оплаты требуется обязательный ввод
ПИН-кода.
И конечно же, не стоит забывать о
чиповых картах, которые так же набирают неплохие обороты. Безусловно, платежные
системы являются универсальными, обладают совместимостью различных типов карт,
позволяя, при этом, проводить операции с картами по магнитной полосе. При
заключении договора с банком по оказанию эквайринга, стоит выяснить вопрос о
предоставлении банком возможности чтения чипа в терминалах.
Использование современных технологий по
работе с картами позволяет любой организации, плюсом к обслуживанию банковских
карт, создавать свои собственные механизмы по завоеванию покупателя, выпустив
для этого, например, бонусную или подарочную карты.
Поставщики услуг
эквайринга и взаиморасчеты с ними
К кому же обратиться для организации
эквайринга в своей организации? Поставщиками эквайринговых услуг для
торгово-сервисных предприятий могут выступать уполномоченные банки-эквайреры, в
том числе их агенты компании, предоставляющие процессинговые услуги от лица
банка-эквайрера. Для осуществления необходимо иметь либо собственный
процессинговый центр, либо пользоваться сторонним, который уполномочен банком.
Роли в данной схеме распределяются следующим образом: Компания или
Процессинговый центр обеспечивают предприятие-заказчик оборудованием для
организации приема оплаты через банковские карты, а так же обрабатывает и
принимает эти сделки. После чего, эта информация отправляется через
банк-эквайрер в соответствующую платежную систему. Она, в свою очередь,
перечисляет на его счет деньги, потом банк, по информации от процессинговой
системы, обеспечивает взаиморасчеты прямо с предприятиями, в которых были
совершены сделки по банковским картам. На практике же, все крупные российские
банки имеют в распоряжении свои процессинговые центры, объединяя, тем самым,
функции расчетного банка и процессора. В этих случаях предприятия подписывают
договора непосредственно с банком, открывая у него расчетный счет.
Российский рынке самостоятельных
процессинговых систем представлен, наверное, только компанией UCS (United Card
Service). Компания, у которой на сегодняшний день богатый опыт в 19 лет за
плечами, по различным оценкам обслуживается примерно 45% всех операций с банковскими
картами среди торговых предприятий.
Что бы было понятен весь процесс
досконально, давайте посмотрим его поэтапно: как только происходит оплата по
карте в терминале, который установлен в организации, в процессинговом центре с
терминала предприятия поступает запрос на проверку достаточности средств на
счету клиента и действительность карты. Этот запрос, в свою очередь,
перенаправляется процессором в платежную систему, которой соответствует карта.
Затем платежная система, основываясь данными о номере карты, определяет
банк-эмитент и снова перенаправляет запрос в банк. Он, в свою очередь,
проверяет достаточность средств, действительность карты и отправляет обратным
путем данные на терминал предприятия. Далее, данные об операции отправляются в
процессинговый центр, который формирует платежное поручение, для возмещения
денежных средств предприятия через банк, с которым организация заключала
договор на обслуживание.
Дальнейшие действия зависят от того,
имеет ли предприятие расчетный счет в банке-эквайере или нет. Если расчетный
счет все-таки есть, то будет происходить зачисление всей суммы операций за день
за исключением комиссии банка. Если расчетный счет организации открыт в
стороннем банке - в этом случае деньги переводятся в банк как обычный
межбанковских перевод. В таком случае срок зачисления увеличивается до суток.
Необходимо сказать, что бывают банки, которые возмещают денежные средства по
проведенным операциям и в более длительные сроки до 3-5 дней.
Тарифы на услуги
эквайринга
За услуги эквайринга банк, в качестве
вознаграждения, взимает с организации плату за посредничество - установленный
банком процент. Рынок эквайринга уже сложился, потому между банками
образовалась существенная конкуренция, отсюда комиссии совершенно разных банков
располагаются примерно на одном уровне. Часть вознаграждения, получаемого с
организации, банк отдает платежной системе, поэтому для организации будет
выгоднее заключить договор напрямую с банком-эквайрером, имеющим свою
процессинговую систему, так как в этом случае будет снижен размер комиссионных.
Эквайринг - это, по сути, стандартная
пакетная услуга, которая осуществляется в рамках типового соглашения,
заключенного между магазином и банком, в котором прописываются все обязанности
и условия, в том числе и финансовые обязательства. Таким образом, за проведение
каждой отдельной операции организация должна заплатить банку комиссию. В
среднем, такая комиссия за обслуживание составляет от 1,8 до 2,3 процентов с
покупки. Эти показатели не эталон, а потому могут меняться в большую или
меньшую сторону. Это зависит от оборотов предприятия, типа бизнеса, способов
связи, устанавливаемого оборудования и других.
Безопасность проведения
платежей
Любая организация, человек и общество в
целом ставят вопрос безопасности сделки на первое место. Для минимизации рисков
приема оплаты весьма успешно используются следующие способы защиты:
- обучение персонала предприятия.
Прослушав мультимедийный курс и сдав экзамен, сотрудник сможет пресечь любые
попытки мошенничества с банковскими картами.
- специальные международные ограничения
и требования по хранению информации о номерах банковских карт. Платежные
системы маскируют номера карт на чеке, вместо цельного номера печатаются только
последние четыре цифры номера карты.
- специализированный мониторинг операций
с банковскими картами.
Благодаря этим мерам клиенты банковских
карт имеют самый низкий в РФ % потерь от действий мошенников (это менее 0,01%).
Однако, как при оплате с помощью
банковской карты, так и при оплате наличными остается риск столкнуться с
мошенником или нечестным клиентом. Основным риском для предприятия при оплате с
помощью карты являются: поддельные карты и последующее опротестование или отказ
от операции клиентом.
Риск принять к оплате поддельной карты
можно пресечь. Для этого необходимо тщательно выполнять рекомендации
банка-эквайера: проверка наличия элементов безопасности, подписи на оборотной
стороне банковской карты, сверка имени и фамилии с паспортными данными клиента.
А основной и самой главной защитой от
последующего опротестования (отказа) операции клиентом является аккуратное и
грамотное оформление документации в процессе проведения оплаты по банковской
карте, и, несомненно, сверка подписи на чеке с подписью клиента на оборотной
стороне карты.
За последнее время, замечены участившиеся
случаи мошенничества с использованием ложных идентификационных данных, которые
считываются с чиповых карт. Поэтому важным аспектом в безопасности приема
платежей считается возможность терминала обрабатывать данные с чипов. Потому
как, бывают случаи, когда после обработки магнитной полосы банковской карты
терминал начинает просить вставить карту в считыватель чипа, а самого чипа на
карте просто нет. Подобные случаи являются мошенническими, а потому клиенту с
этой картой необходимо отказать в оплате и незамедлительно сообщить службе
безопасности.