Автоматизация склада предприятия. Где? Что? Когда?
Сегодня склад для предприятия - незаменимое звено любой торговой системы. Не зависимо от масштабов организации склад выполняет одну из самых важных ролей в бизнес-процессе предприятия. Для управления бизнесом в помощь руководителю такого предприятия приходит автоматизированная система. Эффективность применения такой системы зависит от того, насколько четко будет продуман проект внедрения.
Основаны автоматизации склада
Автоматизация складапредприятия основывается на двух главных составляющих. Первая – это необходимость внедрения системы учета. Она может быть на обычной системе товароучета, или на основе системы WMS, которая разработана специально для автоматизации склада предприятия. Эти системы, в свою очередь, можно подразделить на несколько классов. Обычно, средние и небольшие склады стараются вести учет в простых товароучетных системах или же в Excel. А склады больших размеров, в отличие от средних и малых, нуждаются в системах класса WMS. Второй, но не менее важной составляющей является - технические средства. Одно из главных - терминалы для сбора данных со специальным программным обеспечением. Это, без сомнения, основной инструмент для кладовщика. На складах небольшого размера (до десятков кв.м) можно обойтись и без ТСД, но на крупных без данного оборудования обойтись просто не получится. Так же, существует и вспомогательное оборудование - это сканеры штрихкода для операторов системы учета, а так же принтеры штрихкода для печати этикеток.
Правильное сочетание этих компонентов и грамотный подход к их выбору позволят наилучшим образом оптимизировать работу склада, а следовательно и более эффективно выстроить бизнес-процессы на предприятии.
Задачи и зоны
Современный склад должен решает три основные задачи: прием, хранение и отгрузка товара. Исходя из этих задач, проектировщики продумывают три соответствующие зоны на складе: зону хранения, зону отгрузки и зону приемки товара. Оборудование для штрихового кодирования (сканеры ипринтеры штрихкода,терминалы сбора данных) находит применение во всех выше указанных зонах. Однако, требования к оборудованию, функционалу и защищенности в зонах могут отличаться.
- Зона для приемки товара
Это зона, в которую попадают товары при первоначальном поступлении на склад. Просторное место для выгрузки товара, удобные подъездные пути – это очень критичные условия для четкой и слаженной работы склада. Неправильная организация или несоблюдение этих условий могут привести к медленной приемке и выгрузке товара, и, следовательно, снизить прибыль предприятия. Не менее важны оперативное приходование и маркировка товара. Эти задачи позволяет решить мобильное (сподручное) оборудование - терминалы сбора данных, сканеры и принтеры штрихкодов. Чтобы сократить время маркировки, приемщик товара по факту поступления груза начинает сверять документы поставки и необходимое количество товара, а затем выявляет по отгруженым документам общее количество товара на паллете, потом производит маркировку всей паллеты одним штрихкодом. При использовании мобильного принтера, сотрудник склада может распечатать штрихкод в течение пары секунд, не прерывая при этом процесс приемки товара в целом. В случаях, если зона зона приемки перегружена, подобный метод позволяет избежать долгих и монотонных процессов по приходованию каждой отдельной единицы. В настоящее время, в складской сфере идет активное развитие применения технологии RFID, в том числе и оборудования для сканирования RFID-меток.
- Зона хранения товара
Зону хранения товара можно условно поделить на две части: кратковременная и длительная. В зоне длительного хранения оказываются товары с длительным сроком хранения или большим сроком оборачиваемости. Товар в такой зоне хранится в паллетах и на больших стеллажах. Зона для кратковременного хранения предназначена для быстрооборачиваемого или штучного товара на стеллажах небольшого размера. Это обеспечивает их быстрое перемещение в случае надобности. В свою очередь, терминалы для сбора данных и сканеры штрихкода позволяют быстро найти необходимый товар, проконтролировать перемещения и провести инвентаризацию в случае необходимости.
- Зона отгрузки товара
Эта зона, как зона приемки, должна иметь достаточное место для удобной отгрузки товара. В ее состав можно включить и зону предпродажной подготовки (сортировка, упаковка). Система работы зоны отгрузки, обычно, выглядит следующим образом: вечером дня, предшествующий отгрузке, работники склада оформляют партии товара, подтвержденные к отгрузке, и перемещают из зоны хранения непосредственно в зону отгрузки товара. В режиме онлайн, оперативно произвести все эти действия позволяют терминалы для сбора данных, которые обеспечивают работу с данными по всей находящейся продукции.
Как итог, можно выделить следующие основные процессы, которые осуществляются на складе:
- Первичная маркировка товара при приеме на склад
- Приходование товара
- Размещение на хранение
- Подбор товара при заказе
- Поиск товара на складе
- Формирование заказа (сбор, упаковка)
- Проведение отгрузки
Инструменты для реализации.
Все выше указанные процессы реализуются с помощью терминалов сбора данных и компьютера. Они позволяют в режиме онлайн производить регистрацию необходимого действия с товаром в системе учета. Чтобы эти изменения могли вноситься в систему без задержек, в процессе ее внедрения необходимо учесть наличие внутренней сети. На сегодняшний день, распространенные беспроводные точки доступа к локальной сети предприятия можно организовать с помощью Wi-Fi, потому как большинство оборудования для автоматизации успешно использует ее для связи. Если такая сеть уже присутствует, то для автоматизации такого склада беспроводным оборудованием имеет большой смысл незамедлительно начинать подбор оборудования именно с поддержкой Wi-Fi. Современные терминалы сбора данных содержат в себе встроенные модули для возможности беспроводной передачи данных по каналу Wi-Fi и Bluetooth. Однако, между ним есть весомые отличия. Технология Wi-Fi позволяет реализовать большие возможности в силу того, что имеет больший радиуса действия, нежели Bluetooth, который сегодня служит в основном для связи мобильного принтера этикеток или штрихкодов с терминалом сбора данных. Кроме того, с помощью нескольких точек доступа, Wi-Fi может организовать общее сетевое информационное поле склада и предприятия.
На сегодняшний день рынком представлены два принципиально разных класса терминалов по сбору данных:
1. Терминалы для сбора данных под управлением операционных систем типа DOS. Такие терминалы обладают слабым функционалом, что обеспечивает невысокую стоимость оборудования. Как следствие, ни один DOS терминал не поддерживает работу по беспроводным сетям, что исключает возможность построить на их основе работу в режиме онлайн. Более того, терминалы типа DOS не подойдут для складов больших и средних размеров, т.к. реализуемый в них функционал не позволит построить четкую и быструю работу со штрихкодами.
2. Терминалы для сбора данных под управлением ОС WindowsMobile и WindowsCE. Это современное решение, которое благодаря своему широкому функционалу практически не ограничивает пользователей в организации работы, обеспечивая совершенно другой уровень по организации ввода, вывода, а так же обработки информации. Выбор таких терминалов сбора данных дает возможность пользователю выбирать разнообразные вариации конфигураций установленных компонентов. Все потому, что современные терминалы сбора данных снабжены новейшими технологиями передачи информации: Wi-Fi, GPS, HSDPA, GSM, GPRS. Терминалы с минимальным набором беспроводной связи (Bluetooth и Wi-Fi) тоже существуют.
Для решения задач в зонах отгрузки и приемки товара большинству пользователей будет достаточно иметь терминал с минимальными конфигурациями. Wi-Fi обеспечит необходимое качество и уровень связи с товароучетной системой и сервером. Наличие в терминалах, которые используются в зонах отгрузки и приемки, таких компонентов как GPRS и GSM обуславливается только в том случае, если надо иметь запасной канал для передачи данных, например, при неработающей точке Wi-Fi или плохом сигнале приема на складе. Следует знать, что мировая статистика по автоматизации складов показывает данные о том, что в зонах отгрузки и приемки зачастую используются терминалы для сбора данных под управлением ОС Windows CE. Данной системы вполне достаточно для стабильной работы в онлайн режиме, а присутствие в терминале Windows Mobile дает дополнительную возможность поддержки GPRS и GSM модулей, которые можно использовать для протоколов поддержки.
В не зависимости метода осуществления связи оборудования с учетной базой – путем подключения удаленным способом с помощью клиента RDP или через программное обеспечение сторонних производителей, существует ряд терминалов для сбора данных, которые могут сочетать в себе перечисленное программное обеспечение и решать необходимые задачи.
Терминалы для сбора данных: Dolphin 6100, Opticon H15, Pidion BIP-7000, Casio DT-X7.
Opticon H15
Терминал начального уровня на ОС Windows одного из самых крупнейших мировых производителей терминалов для сбора данных, а так же комплектующих. Относится к доступной ценовой категории. В терминал интегрированы модули Wi-Fi и Bluetooth. Небольшой объем памяти по меркам терминалов, управляемых ОС Windows. Но, как показывает практика, данного в модели объема памяти вполне достаточно, чтобы обеспечить нормальную работу с базой размером 100-250 тысяч единиц. Несмотря на свой начальный уровень, терминал Opticon H15 можно назвать универсальным, поэтому может быть использован в зонах как приема, так отгрузки товара. Наличие в терминале Bluetooth в связке с мобильным принтером обеспечивает быструю и мобильную маркировку поступившего товара. Из слабых сторон терминала можно отнести небольшой экран (
Casio DT-X7
Это терминал на базе Windows средней ценовой категории. Отличия от других терминалов: небольшой вес и эргономичный дизайн. Объем памяти у Casio DT-X7 позволяет хранить и обрабатывать данные о 100-250 тысячах записей. Что примечательно, сканирующий модуль в терминале представлен фирмой Opticon. Из недостатков модели можно выделить недостаточный комплект аксессуаров (USB кабель, аккумулятор, блок питания и подставка покупаются отдельно). Сенсорного экрана в модели DT-X7 нет, поэтому для навигации используются клавиши клавиатуры. Подобные действия могут увеличивать время принятия окончательного решения, а так же завершения задачи. Отсюда можно сделать вывод, что он так же, как и модель Opticon H15, рассчитан для работы на средних и небольших складах.
Pidion BIP-7000
Это высокотехнологичный и современный терминал на базе Windows с большим количеством конфигураций и эргономичным корпусом. BIP-7000 очень популярная модель, которая используется тысячами предприятиями по всему миру. Эта модель стандартной конфигурации снабжена процессором Intel PXA320 с тактовой частотой 806 МГц, что превышает возможности многих терминалов других производителей и сильно ускоряет процесс обработки данных. Pidion BIP-7000 имеет объем памяти 256 Мб, которой будет вполне достаточно для обработки и хранения нескольких сотен тысяч записей. При необходимости, пользователь может воспользоваться запасными модулями связи с учетной системой, так как терминал может поставляться с поддержкой GPRS и GSM.
Бывает такое, что при приеме товара на склад обнаруживается некое повреждение целостности упаковки или самого товара. Наличие встроенной 3MP камеры, позволяет работнику склада оперативно зафиксировать повреждения товара. А съемная пистолетная рукоятка, устанавливаемая на любую модификацию модели, обеспечит комфортную эксплуатацию терминала даже одной рукой. В комплектацию терминала входят все необходимые аксессуары, что не требует дополнительных затрат.
Dolphin 6100
Это терминал для сбора данных производства компании Honeywell. Для своих устройств Honeywell использует только лучшие в мире сканирующие двумерные модули штрихкодов. Подобные модули могут справиться даже с сильно поврежденным штрихкодом, что дает значительное превосходство над остальными модулями и гарантирует самый качественный сбор данных с этикеток любого качества. Модель 6100 может работать как на базе Windows CE 5.0, так и на недавно вышедшей ОС Windows Handheld Embedded. Из беспроводных модулей передачи данных в минимальном наборе присутствует лишь Bluetooth. Так же, для пользователей доступны конфигурации с поддержкой и Wi-Fi, и Bluetooth. Продукция компании Honeywell относится высокой ценовой категории и будет интересна для предприятий с крупным или средним складским хозяйством. Из минусов данной модели можно отметить сравнительно небольшой экран размером
Однако, следующая модель Dolphin 6000 производства компании Honeywell, в отличие от своих предшественника, имеет большой экран размером
Многие складские хозяйства придерживаются щадящего режима работы по уровню температур, запыленности и влажности, и работникам склада не обязательно использовать сверхстойкое оборудование. Стандартные показатели IP54 и устойчивость к падениям с высоты в